МОНИТОРИНГ, ИЛИ ЗДОРОВЬЕ В ЦИФРАХ
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогического коллектива, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Состояние здоровья - это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательного учреждения, являющийся основой для принятия управленческих решений и создания здоровьесберегающей среды в МБОУ СШ № 33г. Липецка.
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся включает мониторинг по следующим направлениям:
– физическое здоровье;
–социальное здоровье;
– психологическое здоровье.
Цель мониторинга: оценить уровень здоровья обучающихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности МБОУ СШ № 33 г. Липецка в области здоровьесбережения.
Участники мониторинга:
- учителя физической культуры;
- медицинский работник;
- обучающиеся;
- классные руководители;
- родители (законные представители);
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- социальный педагог;
- работник столовой.
Основные методы сбора и обработки информации:
- ежегодный медицинский осмотр;
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- самооценка.
«Физическое здоровье»
Мониторинг включает показатели стартового медицинского осмотра на начало учебного года, диспансеризацию обучающихся в течение учебного года и проводится по следующим критериям:
- группы здоровья;
- физкультурные группы;
- физическое развитие;
- хронические болезни.
Результаты мониторинга обучающихся представлены в диаграммах
Диаграмма 4
Уровень физической подготовленности обучающихся 1-11 классов
Выводы: по состоянию здоровья у обучающихся 1-11 классов преобладает II группа здоровья, т.е. имеющиеся заболевания не носят хронический характер. Индекс I группы здоровья снижается в старших классах, по сравнению с начальной школой. Количество детей, имеющих IV группу здоровья, не увеличилось. У большинства обучающихся 1-11 классов уровень физического развития выше среднего. 38% обучающихся показали высокий уровень физической подготовленности, 56% обучающихся - средний уровень, 6% обучающихся не смогли набрать максимальное количество баллов при выполнении тестовых упражнений.
«Психологическое здоровье»
Мониторинг «Мотивационная готовность вести здоровый образ жизни»
Цель: определение уровня осведомленности о здоровом образе жизни у школьников.
Критерии сформированности знаний обучающихся о ЗОЖ:
- Знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
- Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
- Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
- Стремление учащихся к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к информации по заданной теме, получаемой из журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
- Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм и правил личной гигиены.
Участники: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог.
Инструментарий: анкетирование.
Результаты анкетирования обучающихся представлены в диаграммах
Выводы: анкетирование показало, что у 52% детей сформирован высокий уровень осведомленности, 39 % учащихся показали достаточный уровень осведомленности, у 6% учащихся - тревожный уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни, критический уровень показали 3% школьников.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
Выводы: анкетирование показало, что личностная ценность здоровья на высоком уровне.
Выводы: понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья на достаточном уровне.
Вывод: по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что обучающиеся получают больше информации о ЗОЖ в школе -36%, на втором месте от родителей-29% , на третьем месте - из книг, журналов, передач, Интернета – 24%, на последнем месте - от друзей, одноклассников - 11%.
Мониторинг уровня школьной тревожности
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у обучающихся.
Форма: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Методика помогает отследить общее внутреннее эмоциональное состояние школьников, наличие тревожных синдромов и их количество.
Участники: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог. Результаты диагностики представлены в диаграммах.
Вывод: по результатам диагностики можно отметить преобладание низкого уровня тревожности у учащихся начальной школы. Из этого следует, что у детей хорошая учебная мотивация, положительные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Вывод: у обучающихся среднего школьного возраста преобладает низкий уровень тревожности, есть учащиеся, у которых отмечается повышенная учебная тревожность. С такими детьми проводятся индивидуальные беседы психолого- педагогической направленности.
Вывод: по результатам диагностики у обучающихся 10-11 класса было выявлено преобладание низкого уровня тревожности. У 42% обучающихся 11 класса наблюдается средний уровень тревожности. Такое незначительное повышение уровня тревожности объясняется волнением, переживанием в период подготовки к ЕГЭ. С целью снижения уровня тревожности с обучающимися 11 класса в течение года проводятся индивидуальные занятия, беседы и консультации.
Мониторинг уровня школьной агрессии
Цель: изучение уровня различных форм агрессивных реакций у обучающихся. Выявление обучающихся, склонных к проявлению агрессии и жестокости.
В качестве мониторинга был выбран опросник Басса-Дарки и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Участники: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог
Результаты диагностики представлены в диаграмме.
Диаграмма 1
Вывод: по результатам диагностики было выявлено, что среди обучающихся 1-11 классов наблюдается низкий уровень проявления агрессии.
Рекомендации: продолжить в образовательном учреждении работу, направленную на:
- усвоение обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на активные занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности;
- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, и готовности активно им противостоять;
- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
- формирование готовности обучающихся к социальному воздействию по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, табакокурения, профилактики инфекционных заболеваний, убежденности в правоте выбора здорового образа жизни.